Не секрет, что Украина сегодня переживает строительный бум: быстро заполняется инвестиционно-привлекательная отрасль и так же быстро сокращается количество рентабельных строительных площадок. В частности, во Львове желанной для инвестора-застройщика есть центральная часть, но свободных земельных участков здесь нет и наверно уже никогда не будет. Таким образом единственной возможностью строить в центре города - реконструкция или восстановление "старых" зданий. Но инвестору, который принял решение вложить средства в строительство в историческом ареале Львова, нужно быть готовым к незаурядных трудностей, особенно по ряду памятников-охранных разрешительных процедур органов государственной власти и местного самоуправления. Безусловно, историко-архитектурное лицо города должно быть сохранено. Однако, отсутствие четкой и прозрачной согласительной процедуры приводят к ежедневной потере уникальных объектов архитектурного наследия Львова. Не добавляют оптимизма инвестору и огромное количество обязательных к исполнению документов: различных инструкций, стандартов, строительных норм, технических условий, противоречивых законов, которые лишь создают иллюзию систематизации памятников-охранных процедур, а в действительности нечеткие и двусмысленные формулировки дают повод чиновникам создавать многочисленные проблемы и диктовать необгрутовани условия.
В течение нескольких десятилетий разрушался дом на площади Мицкевича, 9, который был внесен в реестр памятников архитектуры и градостроительства национального значения. В конце 1998 года из-за угрозы обвала наземная часть здания была демонтирована. В почвенном слое осталась часть фундаментов памятника. Местными властями освобождена земельный участок был продан частному владельцу-инвестору. И тут перед застройщиком появилась сакраментальная проблема - когда, как и что строить и когда как и что охранять. Фактически достопримечательности как таковой не существует, остатки фундаментов в остро аварийном состоянии и, к сожалению, не могут быть использованы при будущем строительстве. Но поскольку по данному адресу зарегистрирована памятник архитектуры национального значения инвестору необходимо каждый шаг при проектировании и строительстве согласовывать в десятках инстанций и каждый следующий согласительный этап не будет последним. Нужно иметь незаурядный талант, чтобы обойти все кабинеты, вовремя получить все разрешения, которые выдаются на разных стадиях и почему имеют весьма ограниченный срок действия. Возвращаясь к застройке земельного участка на площади Мицкевича, 9, особого внимания заслуживает вопрос архитектурного решения будущего здания. Мнение многих специалистов сводится к необходимости воссоздания бывшего дома в классицистическом стиле. Естественно возникает вопрос доцильноси такого копирования, ведь согласно ряду международных документов (Венецианской конвенции, Венского меморандума т.п.) архитектура должна избегать псевдоисторического строительства и создание современных подделок "под старину".
Нередко в действующем памятников-охранном законодательстве встречаются двусмысленные положения, которые отнюдь не облегчают жизнь инвестору и создают благоприятные условия для злоупотреблений со стороны чиновников. В частности, Законом Украины "Об охране культурного наследия" предусмотрено, что охране подлежат все составные части памятника, а значит без разрешения соответствующего органа (причем часто не конкетризовано которого) не разрешается поменять старые окна, прогнивши канализационные трубы, то ли даже установить антенну на крыше. И это не абсурд! Конечно, законодатель только с лучшими намерениями сформулировал подобные нормы, но отсутствие конкретизации и четких критериев оценки, описаний памьяткових элементов архитектурного объекта сводят на нет попытки государства защитить историческое достояние.
Также, требуют пересмотра списки памятников архитектуры местного значения относительно конкретизации их предмета охраны. В частности, часто памьятковий интерес в таких домах составляют лишь фронтальные фасады. Таким образом, в паспортах таких памятников следовало бы указывать, что предметом охраны является только фасад, а все остальное отдать на усмотрение инвестора-застройщика или владельца. Например, дом на площади Соборной, 15 представляет собой четырехэтажное основное здание и пристройки - флигеля. По мнению специалистов из Управления охраны исторической среды памятником местного значения является только основное здание, а флигеля не содержат никакой исторической ценности. Но в реестре памятников архитектуры местного значения указаны только адрес: Соборная, 15 и это создает большие проблемы. К сожалению, говоря о вышеуказанный дом целесообразно использовать прошедшее время. На сегодняшний день здание находится в критически-аварийном состоянии - отсутствует крыша, обрушилось боковая стена, аварийными являются все конструктивные элементы, включая фундаменты. Исследования показали, что несущая способность грунтов вдвое меньше существующее нагрузки.
Именно в таком состоянии дом на площади Соборной, 15 городская власть передала в аренду инвестору. И вместо того, чтобы всячески способствовать застройщику в попытке восстановить одну из центральных площадей города Львова, чиновниками создаются многочисленные препятствия. Кроме того, что существует проблема памятника архитектуры местного значения с точки зрения количества согласительных процедур, строительство отягощено проблемой расселения жильцов. Причем местные власти не намерены ее решать и переводит свой долг на тех, кто хочет строить. Данное здание было признано аварийным, что угрожает обвалом еще задолго до того, как наше предприятие взяло его в аренду, да и согласно действующему Жилищному кодексу расселения является обязанностью государства. Безразличие бюрократической власти привела к фактической гибели памятника архитектуры, а сегодня еще пытается переложить с больной головы на здоровую вопрос расселения жителей на кабальных условиях - проанализировав техническое состояние здания можно сделать только один вывод: инвестору необходимо почти на миллион долларов приобрести для жителей квартиры в обмен на свежий львовское воздуха, ведь дом подлежит демонтажу!
Таким образом заложниками памятников-охранного и жилищного законодательства Украины есть и инвестор, и жители аварийного дома, и жители Львова вообще. Замкнутый круг еще создает Закон Украины "О временном запрете приватизации памятников культурного наследия" от 1 февраля 2005, которым запрещена приватизация памятников культурного наследия до утверждения Верховной радой Украины перечня памятников культурного наследия, не подлежащих приватизации. В результате и выкупить дом нельзя, и восстановить почти невозможно. Исключить же дом из перечня памятников архитектуры местного значения также достаточно нереальная процедура - в одном документе не прописано ни последовательность, ни правила, ни перечень необходимых документов и мероприятий.
Вывод можно сделать только один - к сожалению, власть научилась только провозглашать, заимствованные в Европе декларации по защите культурного наследия, не создавая при этом благоприятных условий для тех немногих, кто готов вкладывать средства в воспроизводство уникальной архитектуры Львова.
Если вы живете в Тольяти или Самаре и хотите культурно перевести мебель или другие крупногабаритные вещи, то специально для вас компания "АРТ Монтаж" предлагает грузовые перевозки в Тольятти, Самаре на автомобилях Газель. Кроме того "АРТ Монтаж" предлагает керамзитобетонные блоки, установку дверей, кондиционеров и другие строительные услуги.